![](/sites/default/files/2021-12/charter/chapter%201.jpg)
Со времён Исхода из Египта свобода говорит с еврейским акцентом
Генрих Гейне
Дело об убийстве египтянина, избивавшего еврейского раба (см. главу Шмот), юристы квалифицировали бы как преднамеренное убийство. Судите сами:
«И посмотрел он (Моше) туда и сюда, и увидел, что нет никого, и убил египтянина, и скрыл труп в песке» (2;12).
Узнав, что преступление раскрыто, виновник бежит из страны. Что сказал бы обвинитель на таком процессе? Моисей убил человека, ничего плохого лично ему не сделавшего, и жил себе ни в чем не раскаявшись и ни о чём не жалея. Разве это правильно?
Чтобы ответить на этот вопрос, — возьму я на себя роль защитника, — обратимся к контексту событий, описанных в Книге Исход. Сначала фараон — законный правитель Египта — отдает приказ двум еврейским повитухам умертвлять всех младенцев мужского пола. Приказ женщины не выполняют, за что Всевышний делает их основательницами династий.
Затем Моисей планирует и осуществляет убийство, но преступника не наказывают, а даже поощряют — он оказывается в доме хорошего человека, женится на его дочери и живет вполне обеспеченно. Мало того, это убийство отчасти способствовало избранию Моисея Всевышним на роль лидера еврейского народа.
![](/sites/default/files/2021-12/charter/chapter%202.jpg)
Впоследствии Моше, уже во главе евреев, просит фараона отпустить свой народ на три дня в пустыню для принесения жертвоприношений. Когда же легитимный правитель Египта предполагает, что это лишь уловка, то на египтян обрушиваются многочисленные беды и несчастья.
И, наконец, уже в главе Бешалах, когда фараон убеждается, что обманут своими подданными, хочет их догнать и данной ему законом властью вернуть обратно своих рабов, то вместе с войском тонет в Красном море.
Неужели вечная книга учит нас анархии и беззаконию? Давайте разберемся.
Итак, фараон, обличенный законной властью, отдает приказ двум еврейским акушеркам убивать мальчиков при рождении! Такой приказ не укладывается в элементарные понятия о морали, нравственности и человечности.
Иностранцы удивляются:
— Как вы можете жить при таких плохих законах?
— А мы их плохо выполняем.
Подобно героям анекдота это поняли и две простые женщины: преступные приказы исполнять нельзя, даже если они соответствуют букве закона. Мало того, история повитух раскрывает перед нами глобальную ветхозаветную концепцию: истина могущественнее власти и поэтому любой поступок ultra vire, то есть выходящий за рамки предоставленных полномочий, а в данном случае — за границы морально-нравственных законов, отрицает волю Творца и сам этот мир. Эти поистине революционные идеи нашли воплощение в политическом устройстве развитых стран, где демократические институты ограничивают карательные функции власти.
![](/sites/default/files/2021-12/charter/chapter%203.jpg)
Смелый поступок Шифры и Пуа сделал их одними из самых выдающихся женщин Древнего мира и героинями многих литературных произведений. В частности, их история лежит в основе романа американского писателя Генри Дэвида Торо «Гражданское неповиновение», изданного в 1849 году. А эта книга, в свою очередь, вдохновила на борьбу за права человека двух великих мыслителей XX века — Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга.
Что касается Моисея, то он действительно спланировал и осуществил убийство человека. Но при каких обстоятельствах? Египтянин избивал еврея. Причем, не таясь, из чего мы делаем вывод, что он имел на это право.
— Как жить в нашей стране: по закону, по понятиям или по совести? Оказывается, по ситуации... Поскольку главный закон у нас — закон подлости, власть без понятия, а совести у нее никогда и не было.
Будущий лидер нации тоже действовал по ситуации. Он решил помочь несчастному, и именно неправедные законы заставили его совершить убийство. Иначе все закончилось бы сдачей распоясавшегося наглеца компетентным органам. Но Моисей понимал, что останься египтянин в живых, то и ему, и спасенному несдобровать. Поэтому, если уж вмешиваться, то идти до конца. Так за что же его наказывать?
Далее перед нами разворачиваются сцены десяти казней и гибели фараона с войском в Красном море. Да, Моисей изначально не сообщал всю правду властителю. А был ли у него выбор? Мог ли он каким-либо иным способом увести свой народ из рабства и мира абсурдных законов, позволявших убивать новорожденных детей!
![](/sites/default/files/2021-12/charter/chapter%204.jpg)
Какой из этого напрашивается вывод? Всевышний поощряет бунт против законов, не согласующихся с элементарными понятиями о человечности и справедливости! Но, что самое важное, все это было сказано несколько тысяч лет назад, и евреи знали это уже тогда. А вот остальной мир…
В XVI веке произошли три события, полностью изменившие лицо цивилизации. Первым стало движение Реформации с идеей о том, что библейский текст должен быть доступен всем, а не только священникам. Второе событие — новые переводы Священного Писания, ушедшие в народ в виде первого «самиздата». А третьим было изобретение книгопечатания. Вероятно, не случайно Творец вдохновил Гутенберга на создание печатного станка, ведь в результате Тора и заложенные в ней идеи стали ориентиром для западного мира.
Первый изданный и самый известный в средние века перевод Библии на английский язык принадлежит перу ученого-гуманиста Уильяма Тиндейла. Это стоило ему жизни — просветителя сожгли на костре как еретика 6 октября 1536 года. Но впервые получив возможность самостоятельно прочесть Библию, англичане сообразили — до сих пор священники водили их за нос. Почему Библия Тиндейла была настоящей крамолой для монархии и политического устройства того времени?
![]() |
![]() |
Уильям Тиндейл и его перевод Библии |
Люди узнали, как тщедушные пророки бросали вызов могущественным властителям и побеждали, как правда раз за разом одолевала силу, и главное — что Творец этого мира задумал его как общество равных возможностей.
Но главное, что испугало английский престол больше всего, — в нелегально распространяемый перевод Библии включили все цензурируемые до этого сюжеты, описывающие противостояние простых смертных с облеченными властью царями. В Библии де-факто ставилось под сомнение право властителя распоряжаться подданными, неповиновение объявлялось вполне легитимной моделью поведения, более того — такое поведение поощрялось Всевышним. Это разрушало в глазах простого народа веру в богоизбранность королей, на которой держалась вся власть европейских монархов. Более того — ставилось под сомнение право одного человека распоряжаться жизнью и свободой другого.
На протяжении всего XVII века огромное влияние на политику Британии оказывала еврейская Библия в пуританском ее толковании. А вскоре ее идеи первые поселенцы — отцы-пилигримы — понесли на Американский континент, где создали Соединенные Штаты Америки.
![]() |
![]() |
Обложка памфлета «Здравый смысл» | Первый вариант Большой печати США |
Английский бунтарь, американский писатель и философ Томас Пейн, известный как «крестный отец Соединенных Штатов», в январе 1776 года опубликовал знаменитый памфлет «Здравый смысл» — 100 тысяч экземпляров было распродано почти мгновенно на территории тогдашних британских колоний в Северной Америке. В самом начале произведения Пейн приводит аргументы, дающие право на восстание против тирании, и они полностью основаны на цитатах из Торы.
Спустя полгода Бенджамин Франклин предложил сюжет для государственной эмблемы США — так называемой Большой печати. Франклин изобразил тонущих в Красном море египтян, сопроводив эту картину фразой: «Восстание против тирана угодно Б-гу». Это настолько потрясло будущего президента Томаса Джефферсона, что он поддержал этот вариант эмблемы в качестве официального символа американской нации (в итоге, он не прошел) и впоследствии включил ее в свою печать.
Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»
В материале использованы работы лорда Джонатана Сакса — бывшего главного раввина Великобритании